Путь христианского подвижничества

123456

Жизнь христианина всегда рассматривается как путь, потому что требует движения к высокой небесной цели. Движение к цели сопряжено со многими препятствиями, и поэтому христианин должен быть предельно собранным и рассудительным. В целом путь христианского подвижничества, движение к цели обучают духовной деятельности, законам благодати и помогают определять характер сатанинских действий.

Сила благодати.

По учению преподобного Макария Великого, благодать - это премудрая сила Духа Божия, которая разнообразием действий подготавливает человека к принятию духовных дарований. По отношению к человеку благодать многоразлично устраивает его спасение, и человек становится способным "вступить с Господом в небесный чертог царствия и улучить вечное спасение" (4, 7).

Святые мысли Преподобного - это бесценное духовное сокровище опытного познания благодатных действий. По учению святого отца, действия благодати на человеческий род различны. Это различие отец Церкви представил действиями благодати в Ветхом и Новом Заветах. Не нарушая основного закона - любви, преподобный выделяет различие "силы" и "действенности" благодати в эти разные библейские периоды.

Характеризуя действия благодати в Ветхом Завете, авва Макарий пишет: "В подзаконной сени Божия сила непрестанно пребывала в праведниках, творя явные чудеса, и внутрь их обитала Божия благодать. Действовал также Дух и в пророках, и в душах их служил к тому, чтобы пророчествовать и вешать, и когда была потребности изрекать миру дела великие" (50, 3). В отличие от "сени законной", в Новом Завете, заметим, Дух Святой не действует в отдельных личностях, а "изливается" (на весь мир. - Авт.), потому что "на кресте, и по Христовом пришествии совершилось излияние Духа и упоение Духом" (50, 4). Эта новозаветная действенность благодати подчеркивает, что история человечества претерпела "разрыв" Искупительной Жертвой и. следовательно, в отношения Бога с человеком привнесла изменение: "Мрежа благодати распростирается на всех и для всех ищет упокоения" (15, 50).

Всеобщность благодатного покрова является отличительной чертой новозаветного периода в истории. Опытно усвоив в подвиге веры и благочестия эту истину. Преподобный объясняет новый порядок отношений: "Господь домостроительствует с тем, чтобы не оставить не засвидетельствованными Свою Божественную благодать и призвание Свое... и чтобы обнаружилось свободное произволение человека" (15, 27). Авва Макарий выделяет две характерные особенности новозаветных отношений Бога с человеком. Во-первых, всеобщность благодатного покрова свидетельствует о равноценном отношении и любви ко всему роду человеческому, а во-вторых, "домостроительством" призвания к Богу испытывается свободная воля и свободный выбор человека.



Установив общий характер новозаветного периода. Преподобный продолжает излагать свой духовный опыт описанием частных действий благодати. В этих описаниях заслуживают внимания определения благодати, которыми Преподобный засвидетельствовал свой богатый духовный, опыт. Например: "сладость Божия" (19, 7), "небесная закваска" (8, 2; 24, 3), "сила и упокоение свыше" (25, 14), "духовное радование" (29, 1), "небесная соль" (1, 5; 15, 50), "одеяние царства неизреченного света" (2, 5), "небесный дар" (4, 8), "божественныи светильник" (11, 3), "небесныи человек" (12,18), "небесный огнь" (14, 7; 40, 7), "действенная сила Духа" (15, 18), "призвание Божие" (15, 27), "невидимое богатство" (18, 1), "небесная душа" (32, 6), "небесное и божеское естество" (20, 7).

Определяя благодать так ярко и разнообразно, святой отец старается дать полное теоретическое знание об этой важной стороне духовной жизни. В этих определениях также наблюдается сотериологическая основа. Характер благодатных действий указывает на царственное положение человека и раскрывает его высокое достоинство как образа и подобия Божия (15, 21). Поэтому все действия благодати, по учению аввы Макария, многообразно направлены на душу, "чтобы ее совершенною, неукоризненную и чистою представить Небесному Отцу" (18, 9).

Постепенно раскрывая эту истину, Преподобный описывает начальные действия, которыми благодать "непрестанно сопребывает, укореняется и действует как закваска в человеке с юного возраста" (8, 2). Этот возраст авва Макарий выделяет потому, что простота и незлобие юности наиболее согласны с благодатью. Пока воля не вступила на путь греха, благодать "сопребывает в человеке, делается чем-то как бы естественным и неотделимым, как бы единою с ним сущностью" (8, 2). Эти начальные действия, сообщая душе радость, мир, любовь, истину (7, 3), становятся неизгладимыми и простираются на всю жизнь. Человеку, пребывающему на заре своей жизни, подается призывающая благодать, то есть необходимый залог Духа, с помощью которого он получает возможность стать "причастником Божественного естества" (49, 3 ). Вообще, по учению преподобного Макария Египетского, отношения благодати с человеком сосредоточены вокруг его воли. Из этого вытекает многообразие спасительных действий, потому что воля "приводится в колебание ... всякого рода удовольствиями" (5, 2), и поэтому благодать "различно видоизменяет свои действия к его пользе" (8, 2). Этими действиями благодать выводит человека на путь подвижничества.

В "Духовных беседах" содержится богатый духовный материал о действенности и силе благодати в подвизающихся, Действия благодати направлены на духовное возрастание христиан. Все духовные уровни и состояния подвержены благодатной "переработке". Начальные, преуспевающие и совершенные христиане по-разному переживают действия силы Божией и в меру своей внутренней чистоты по-разному усваивают благодатную причастность.

Спасение души совершается следующими действиями благодати.

На душу новоначальных в христианском подвижничестве благодать действует "благоустрояюще". Их внутреннее состояние, по слову аввы Макария, - "омраченный дом", и поэтому нуждается в "божественном светильнике" (11, 3). Происходит постепенное и таинственное возрождение человека через духовное образование ума. Благодать "влагает в душу сокровенные небесные помыслы и втайне упокоевает" (32, 10).

Если христианин отвечает взаимностью и "захочет приневоливать и нудить себя ко всякому упражнению в добродетели" (19, 7), тогда сознательно становится подвизающимся. Тогда, по слову святого Макария Великого, благодать "упражняет его во бранях", а во внутреннем состоянии "появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь" (26, 15). Внутренняя духовная перемена объясняется действиями благодати, которая "по особенному смотрению удаляется от нас, чтобы мы усиленнее искали ее" (27, 12). Законами благодати испытывается свободная воля человека, "к чему она склонна и с чем согласна" (26, 5), чтобы "видеть, точно ли верным и истинным почитают Бога" (29, 2). При разном проявлении воли человека благодать изменяет свои действия. Если воля засвидетельствовала свою духовную опытность и душа "после великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний" осталась верной, тогда "действие Божией благодати открывается в человеке, и он принимает дарования Духа Святого" (9, 7). В случае отступления грех изменяет характер отношений. Благодать оставляет человека, но, при этом, "Сила Божия не попускает тьме войти в душу и поглотить ее" (47, 9).

Для преодоления греховных препятствий христианин имеет возможность получить благодатную помощь (4, 4). По учению Преподобного, необходимы следующие средства: "молитва с верою и со всяким до конца терпением" (29, 3), а также подвиг "с великим терпением в продолжении времени и целых лет" (9, 1). Указанные средства позволяют определить направление воли, веру и надежду подвижника. Если христианин оказался "доблестным", благодатная помощь содействует, научая "истинной, неразвлекаемой, нерассеянной молитве" (31, 2), а также подкрепляется в терпении (11, 14). Душа, возвращая себе благодать, приобретает "благоискусное произволение, всегда пребывая в единении с благодатию" (24, 6). Подвижничество, находясь "под обучением благодати" (32, 10), располагает человека к принятию "необычайного для нас - небесного дара Духа" (4, 8). Тогда благодать выполняет спасительную необходимость - "войти в состав и в единение с естеством нашим" (4, 7), чтобы "восстановить нас в первоначальную чистоту" (4, 8). Преподобный также указывает средства, которыми христианин приумножает благодать - "великое смиренномудрие и сердечное сокрушение" (41, 3). Приумножаясь в человеке, благодать обессиливает порок, который "отчасти остается в душе, но не вредит и не имеет никакой силы" (18, 3). Облагодатствованные христиане просвещаются Христовым светом, потому что "снято с них покрывало тьмы" (14, 2). Точнее, благодать "таинственно обновляет" (16, 7) их, "пуская корни до глубочайших составов и помышлений души, пока вся не будет объята небесной благодатью, царствующей в этом сосуде" (41, 2). Все эти освящающие действия благодати "расширяют и возвышают человека до беспредельного и безмерного возрастания, пока не возрастят в собственный свой возраст" (46, 17), потому что "Бог благоволил быть человеку причастником Божественного естества" (49, 3), "знать тайны и премудрость Божию" (17, 10) и "без труда совершать всякую правду и все заповеди Господни чисто, совершенно и неукоризненно"(18, 3). Эти совершенные духовные плоды возможны для человека только тогда, когда "душа при общении с Духом Святым делается с ним единым духом" (16, 2) и он сам "делается обоженным" (26, 2).

Таким образом, прикровенный характер действий благодати в Ветхом Завете раскрылся до совершенной полноты в отношениях Бога с человеком в Новом Завете. По учению аввы Макария. в новозаветный период благодать непрестанно и таинственно располагается к человеку, ищет его спасительной новозаветной деятельности. "Поддерживая и руководствуя душу в чувстве" (47, 11) разнообразием действий, благодать постепенно освобождает душу от греха. Этой постепенностью "человек мира" становится христианином, а христианин - подвижником и совершенным христианином.


1552509824814062.html
1552535964070079.html
    PR.RU™